В Смоленске рассказали о рунических надписях на Руси
07 июля

В Смоленске рассказали о рунических надписях на Руси

7 июля в Информационном центре по атомной энергии Смоленска (ИЦАЭ) прошла открытая лекция «Скандинавские рунические надписи на Руси», которую представила доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Шведской королевской академии им. Густава Адольфа.

Лекция была посвящена находкам письменных памятников эпохи средневековой Руси, выполненных на скандинавских языках древними рунами. Подобные памятники представляют большую ценность, поскольку являются свидетельствами серьезных связей между Древней Русью и Скандинавией в эпоху раннего средневековья. Руническое письмо – особое поле письменности, которое в значительной степени основывалось на латинском и финикийском письмах.

Первый фиксированный рунический алфавит из 24 знаков относится к V веку. В VII – VIII веках происходят кардинальные перемены в скандинавском языке и культурной жизни скандинавов. Это, конечно, отразилось и на рунических надписях, которые с этого времени фиксируют не отдельные понятия на камнях, а события. Позже появился новый вид рун – ветвистые, которые вышли за пределы мемориальных стен и стали отражать быт скандинавов. Кроме того, рунические надписи используют как письма для передачи сообщений. «Когда мы имеем дело с руническими памятниками, нам все понятно, потому что текст имеет форму. Но совсем иначе обстоит дело с руническими амулетами, которые зачастую невозможно расшифровать», – пояснила Елена Александровна.

На нашей территории рунические надписи появляются с начала IX века. Особый интерес представляет береста с руническим письмом, обнаруженная в Смоленске на современной улице Соболева. Эта берестяная грамота относится к XII веку и является единственной, написанной рунами. В ней говорится о том, что некто приобрел землю для определенного двора. На вопрос о том, почему в Гнездове не обнаружены рунические надписи, несмотря на то, что там жили скандинавы, эксперт предположила, что это связано с тем, что до этого места дошли только воины, а не купцы, для которых умение объясняться письменно было необходимым условием. «Зато в Гнездове обнаружена амфора и монета с кириллическим письмом. То есть те, кто мог владеть грамотой, владели не скандинавским руническим письмом, а другим, и мне представляется это любопытным для изучения», – сказала Елена Мельникова.