«Science Sound»: в Смоленске состоялась премьера нового музыкального шоу
Премьера концерта в стиле «Science Sound» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) состоялась в Смоленске 27 сентября.
В одном из залов Культурно-выставочного центра им. Тенишевых смоляне узнали о физических свойствах звука, услышали разницу в звукоизвлечении электронного и духовых этно инструментов.
О «музыке сфер» и пространственно-временной связи космоса и терменвокса рассказала Александра Романова, мультиинструменталист из Санкт-Петербурга. У смолян появилась уникальная возможность услышать «космический» инструмент, которому в этом году исполняется 100 лет.
Терменвокс – это первый электронно-акустический инструмент, наиболее приближённый к человеческому голосу. Александра рассказала об истории этого необычного инструмента и показала, как устроена его «начинка».
Оказалось, что у терменвокса есть связи и со Смоленщиной: история этого музыкального инструмента связана не только с именем Льва Термена, но и смолянина Николая Гарбузова, который помогал в создании и продвижении терменвокса, будучи руководителем Государственного института музыкальной науки (ГИМН). Кроме того, одним из первых произведений, сыгранных на терменвоксе, стала пьеса Михаила Глинки «Жаворонок».
Музыкант исполнила несколько классических композиций, продемонстрировав всю тембральную палитру терменвокса, и показала японский вариант инструмента – матрёмин.
«Электромагнитное поле инструмента передаёт внутреннее состояние, он очень чувствителен к любым колебаниям исполнителя»,– прокомментировала музыкант.
Говоря о пространственно-временной связи терменвокса и космоса, Александра подчеркнула, что в 1969 году космонавт Нил Армстронг взял с собой на Луну популярную в то время терменвокс-пластинку Сэмюэля Хоффмана и проиграл её «по дороге домой».
О физике звука этнических музыкальных инструментов рассказал атомщик, собиратель и исследователь смоленского инструментального творчества Владимир Платонов. «В физике есть такое понятие – синусоидальное колебание. На самом деле, это не что иное как гармоничное звучание для нашего уха, естественный для нас звук: шум ветра, шелест травы или плеск воды. И именно этот гармоничный звук передают старинные музыкальные инструменты», – убеждён фольклорист.
В доказательство он продемонстрировал древние смоленские духовые инструменты. Например, просвистель, которая сейчас сохранилась только в Смоленске и Норвегии, имитирует весеннюю трель птиц. А двойная смоленская свиристель, являясь инструментом русской воинской славы, была призвана «отпугивать» врагов своим победным звучанием.
Концерт-лекция завершился совместным выступлением Александры Романовой и Владимира Платонова, объединив музыкальные инструменты прошлого и будущего.
Science Sound – проект, который объединяет музыку и науку. Его премьера состоялась 28 сентября 2018 года в рамках фестиваля науки сети ИЦАЭ «КСТАТИ. Горизонт событий» в Новосибирске.